Необходимо всегда поддерживать велосипед в исправном состоянии. Но несмотря ни на что, некоторые детали имеют свойство изнашиваться, что влечет за собой определенные проблемы. Например, не переключается скорость на велосипеде. В чем же кроется причина и как это исправить? В одних случаях проблему можно решить на месте, в иных ситуациях требуется заменять изношенную деталь.
Причины
Схема работы переключения скоростей подразумевает перекидывание цепи. После того как манетка была дернута, нужно прокрутить педаль, только после этого цепь перейдет на другую звезду. Посторонние звуки и щелчки при переключении могут говорить о том, что нужна настройка перекидки.
Почему может не переключаться скорость:
- износились цепь или кассета;
- изогнулся петух;
- люфт переключателя;
- наличие повреждений у тросиков и рубашек;
- не проведена регулировка переключателя либо предыдущая настройка сбилась;
- поврежден трос перекидки (он может растянуться, порваться или быть близким к тому, чтобы разорваться);
- коррозия деталей
- сломан переключатель;
- сломана пружина в переключателе;
- сточены зубцы роликов;
- цепь загрязнена, что мешает ей свободно перекидываться.
Поэтому при возникновении проблем с переключением, необходимо внимательно проверить каждую из возможных причин поломки. В большинстве случаев причина кроется в отсутствии регулировки или всему виной загрязнения. Детали могут изнашиваться только при долгосрочном и интенсивном использовании.
Исправление проблемы
Метод исправления возникшей проблемы будет определяться в зависимости от причины поломки.
Тросики и рубашки
Одна из самых частых проблем, с которой сталкиваются велосипедисты любители – износ тросиков. Для проверки состояния тросиков нужно найти участки без рубашки, после чего пощелкать манеткой. Это позволит увидеть внутреннюю часть троса, которая не должна иметь вылезающих нитей. Наличие подобных дефектов говорит о том, что трос пора менять.
Зачастую, если тросик без дефектов, его достаточно смазать маслом или WD-40
Еще одна важная деталь — алюминиевый колпачок. Это обязательная часть троса, которая защищает его от распушения. Если он поврежден, то его необходимо заменить.
Трансмиссия
Если велосипедист заметил, что трос изношен или уже порвался, то необходимо приобрести в специализированном магазине аналогичную деталь и произвести замену в соответствии с алгоритмом:
- Открутить болт, который удерживает трос.
- Открыть манетку.
- Извлечь трос из манетки и рубашки, последние необходимо также заменить, чтобы восстановить всю систему без неожиданных повреждений новых деталей.
- В рубашки необходимо добавить немного WD40. Достаточно одной капли. Это количество смазки позволит улучшить скольжение троса. Если же залить туда какую-либо жирную смесь, то это приведет к образованию большого количества грязи.
- Продеть новый трос в манетку и рубашки.
- Настроить переключатель.
- Удалить лишнюю часть троса.
- Конец необходимо закрепить наконечником, который также можно приобрести в специализированном магазине.
Совет! Не стоит приобретать тросики с тефлоновым покрытием, так как менее чем за год активного использования велосипеда он придет в негодность.
Если же передачи переключаются, но не всегда так как требует того велосипедист, то проблема может быть заключена в роликах перекидки или кассетах, где стерлись зубцы. Единственный выход из такой ситуации — покупка новой детали.
Цепь приходит в негодность примерно каждые 100 километров. Хоть и после такого расстояния цепью можно пользоваться, она уже не будет выполнять все поставленные задачи должным образом. Поэтому у велосипедистов нередко можно заметить несколько запасных цепей.
Использование новых цепей позволит кассете прослужить дольше, так как изношенная деталь не будет влиять на остальные части велосипеда. Для определения состояния цепи используется инструмент «калибра» или Штангенциркуль.
Важно! Цепь — это та деталь, которую невозможно починить, поэтому при износе необходимо просто приобрести новую.
Петух
Ровный петух — залог качественного переключения скоростей в вашем велосипеде. Если же он погнулся, то есть два варианта: выгнуть его или приобрести новый. В любом случае, пока эта деталь не станет ровной, нет смысла даже пытаться настроить передачи на велосипеде, так как затея окажется неудачной из-за повреждения системы.
Одно из самых ненужных приспособлений для велосипедистов – защита для петуха. Такую деталь можно без проблем найти в любом городе. Но если сработает защита и сама деталь останется целой, а рама из-за этого треснет, то купивший такое приспособление, потерпит большие затраты.
Настройка переключателей
Переключатели на велосипеде делятся на передние и задние. Больше всего при езде повреждаются именно задние, поэтому рекомендуется произвести их настройку в первую очередь. Сам процесс будет долгим, так как здесь больше звезд, чем в переднем переключателе.
Важно! К настройке скоростей на велосипеде необходимо переходить только после того, как все остальные детали были проверены на исправность.
Настройка заднего переключателя:
- Винт «H» необходимо закрутить так, чтобы он выровнялся с маленькой звездочкой.
- Винт «L» необходимо закрутить так, чтобы он был на линии с большой звездой.
- На манетке нужно задать высшую скорость.
- Трос натягивается и фиксируется.
- Если же после проведенных манипуляций высокие передачи включаются с помехами, то трос нужно ослабить. Если же ситуация обратная (передачи плохо скидываются), то трос нужно натянуть.
Основные действия по настройке совершены. Велосипедисту осталось только отрегулировать точность переключений. Процедура будет усложняться в зависимости от количества используемых звезд. Цепь устанавливается на звезды следующим образом: спереди — на самую маленькую, сзади — на самую большую. После этого подкручивается винт натяга до того момента, пока ролик не окажется максимально близко от кассеты. Он не должен тереться о кассету. Аналогичная процедура, проводится и с цепью, которая после устанавливается на самую большую переднюю и самую маленькую заднюю звезды.
Настройка переднего переключателя:
- Проверить правильность и прочность крепления.
- Сбросить натяжение на минимальной скорости.
- Винт «L» необходимо закрутить так, чтобы между корпусом и цепью создался зазор 1 мм.
- Закрепить трос при помощи болта.
- Повторить аналогичную процедуру с винтом «H», но тогда натяжение выставляется на максимальную скорость.
Настраивать скорости потребуется до тех пор, пока цепь не начнет плавно и свободно перестраиваться с одной скорости на другую. Если при изменении скорости начинаются проблемы (трудный ход, цепь слетает и так далее), то трос натягивается при помощи настроечного болта до нужного положения.
После того как манипуляции с настройками завершены, проводится проверка системы при помощи заезда, где будут использоваться рекомендуемые соотношения передач. Регулировка — стандартная процедура для любого скоростного велосипеда, так как со временем натяжение тросиков ослабевает. Поэтому настройка скоростей часто является плановым мероприятием, при котором не требуется замена деталей.
Рекомендации
Не стоит ездить не велосипеде на скоростях, при которых появляется сильный перекос, 1/8, 3/1 и так далее. Рекомендуемые скорости для звезд зависят от размера:
- маленькие — 1 до 4;
- средние — 3 до 7;
- большие — от 7.
Несовместимость передачи и звезды приведет к тому, что цепь будет заедать и прокручиваться, из-за чего деталь износится на порядок быстрее.
Итак, если велосипед вдруг стал плохо работать, и езда перестала приносить удовольствие, то не следует сразу отправляться в специализированный магазин. При осмотре часто определяется, что причина плохого переключения передач кроется в комплексе мелких проблем, которые устраняются в домашних условиях: грязь, люфт, сбившиеся настройки переключателей и так далее.