Большинство из велосипедов, выпускаемых советской промышленностью, обладали столь массивной и тяжелой конструкцией. Поэтому хранить их в тесной квартире многоэтажного дома, либо перевозить в общественном транспорте, было затруднительно или вовсе невозможно.
Велосипед «Салют» обладает складной конструкцией, компактными размерами и хорошими характеристиками. Это сделало модель настолько популярной, что ее различные модификации, в том числе и новые, можно встретить на дорогах стран бывшего СССР и по сей день.
Описание
«Салют» был разработан и выпускался Пермским Моторным Заводом (ПМЗ), наряду с такими моделями, как «Кама» и «Урал».
Он предназначен для езды по асфальтированным и грунтовым дорогам, а также по плохому дорожному покрытию. Модель позиционировалась заводом, как подростковая, но благодаря хорошей проходимости и достаточно широким колесам, которые выдерживали большую нагрузку, она обрела широкую популярность среди городского и сельского населения любого пола и возраста.
Главной особенностью этого велосипеда является складная рама, которая позволяла транспортировать его в качестве ручной клади в автобусах и поездах, либо помещать в багажник автомобиля. Также это облегчало его хранение в стесненных условиях городской квартиры. В сложенном состоянии велосипед занимал минимум места в прихожей или кладовой.
Основные характеристики «Салюта»:
- полный вес составляет от 14.8 до 15.5 кг, в зависимости от комплектации;
- расстояние между осями колес – 1090 мм;
- количество скоростей – 1 нерегулируемая;
- тип тормоза – задний барабанный.
В стандартную комплектацию «Салюта», в зависимости от модели и года выпуска, могли входить такие компоненты:
- одно заднее, либо два крыла;
- хромированный или обычный стальной проволочный багажник;
- ножка подставка;
- передний тормоз;
- светоотражатели.
Справка. На некоторые модели под сиденье и руль установлены специальные «быстрые» зажимы, которые позволяют регулировать их высоту без применения гаечных ключей и отвертки.
Тип рамы
«Салют» имеет ромбовидную раму, только без верхней перекладины. Она сваривается из полых стальных труб и усиливается внизу небольшой перекладиной, которая может использоваться в качестве подставки для ног или перевозимых на велосипеде грузов.
Существует три модификации такой рамы:
- складываемая надвое шарнирным замком, который фиксируется на рукоятку или шестигранный винт;
- нескладываемая универсальная рама;
- редкая разбираемая модель с рамой, состоящая из двух полурам, скрепленных вместе специальным соединением.
Руль
Велосипед оснащен высокой рулевой колонкой с длинным выносом. Предусмотрена возможность регулировки по высоте и углу наклона, чтобы подстраивать руль под рост и личные предпочтения ездока.
Седло
«Салют» может быть укомплектован таким седлом:
- жесткое пружинное сиденье из пластика и кожзама;
- мягкое латексное сиденье с пружинами.
Можно регулировать уровень наклона седла и вынос штока, но поднять его на максимальный уровень не получится, поскольку производитель ввел ограничения в целях безопасности поездки. Эти ограничения нужны для того, чтобы водитель низкого роста (как правило, ребенок) мог гарантированно дотянуться ногами до педалей и полноценно пользоваться тормозом.
Колеса
«Салюты» оснащаются колесами диаметром 24 дюйма, которые выполнены в виде однопрофильного обода стандартной ширины с 36 спицами. Заднее колесо оснащается втулкой со свободным ходом и барабанным тормозом, а также звездой на 18 зубьев.
Справка. Жесткость втулок обеих колес можно регулировать путем натяжения или послабления специальных контргаек.
Более подробно о велосипеде «Салют» можно узнать в этом видео:
Ремонт
Если читатель этих строк обладает стареньким советским «Салютом», то он может легко привести велосипед в рабочее состояние:
- Необходимо разобрать велосипед, демонтировав колеса, седло, руль, педали и педальную ось, переднюю вилку и по возможности цепь.
- Рама красится, либо просто отмывается от грязи.
- Все подшипники руля и педалей должны быть сняты, а места их расположения очищены от загрязнений и старой смазки и заново смазаны жидкостью WD40. Шарики нужно отмочить в керосине и перед установкой смазать. Подшипники с развалившейся рубашкой должны быть заменены новыми, во избежание люфта и стуков.
- Шатуны клиньев руля должны быть подтянуты, либо заменены на новые, чтобы педали при езде не шатались.
- Цепь отмачивается в керосине и шкурится наждаком, после чего смазывается графитовым маслом или WD40.
- С колес снимается старая резина, при наличии искривлений обода нужно подтянуть спицы и выровнять его, либо заменить сильно погнутые колеса новыми. Камеры при наличии проколов обследуются или заменяются на новые.
- Покрышки рекомендуется заменить на новые, поскольку слишком старая резина трескается и рассыпается. Кроме того, она неустойчива к проколам.
- Втулки колес перебираются и смазываются, при необходимости производится замена подшипников. После этого колеса устанавливаются на место.
- Руль обычно не нуждается в ремонте и все, что ему нужно – это смазка в месте расположения подшипников и замена старых рукоятей.
Как правило, «Салютам» не требуется капитальный ремонт. Чаще всего им нужна лишь новая смазка и замена покрышек с камерами.
На этих видео вы можете посмотреть как ремонтируют велосипед «Салют»:
Апгрейд
Чтобы модернизировать «Салют», рекомендуется совершить такие действия:
- снять слой краски с рамы и покрасить ее в однотонный и привлекательный цвет, например: красный, синий, черный, белый, серебряный, мятный, бирюзовый или розовый;
- поставить новые крылья. Лучше всего к «Салюту» подходят хромированные классические варианты, в то время как пластик не сочетается с его внешним видом;
- установить анатомическое латексное сиденье на пружинах;
- поставить зеркала заднего вида, хромированный фонарь, задний стоп сигнал и несколько светоотражателей;
- установить сзади хромированный багажник, а спереди корзину;
- оснастить велосипед передним тормозом, если такового не было;
- на ниппели камер можно прикрутить миниатюрные фонарики, которые во время езды в темное время суток создают светящиеся круги.