Создание собственной игры — это увлекательное занятие, которое может научить вас основам программирования и разработки. Одним из самых популярных инструментов для создания игр является Scratch — бесплатная платформа, разработанная Массачусетским технологическим институтом (MIT). В этом уроке мы познакомимся с основами создания игры «Змейка» в Scratch.
Змейка — одна из первых и самых простых игр, которую многие из нас играли на старых мобильных телефонах. Она представляет собой змейку, которую нужно управлять так, чтобы она ела еду и росла в размере. Цель этой игры — набрать как можно больше очков, не врезаясь в стены или в себя.
В этом уроке мы создадим свою собственную версию игры «Змейка» с использованием платформы Scratch, которая облегчит процесс программирования и позволит нам сконцентрироваться на основных принципах создания игр. Независимо от вашего опыта в программировании, этот урок будет полезным для новичков и поможет вам понять, как работает процесс создания игр.
Основные принципы игры Змейка
Основные принципы игры Змейка:
1. Управление
Змейкой в игре можно управлять с помощью клавиш на клавиатуре или кнопок на экране. Обычно используются клавиши «влево», «вправо», «вверх» и «вниз» для изменения направления движения змейки. Игрок должен выбирать правильное направление, чтобы собирать еду и не сталкиваться со стенами или своим хвостом.
2. Еда
На игровом поле размещены точки, которые представляют собой еду для змейки. Когда змейка попадает на точку с едой, она увеличивается в размере, а игрок получает очки. Цель игры — собирать как можно больше еды.
3. Увеличение змейки
Каждый раз, когда змейка съедает еду, она увеличивается в размере. У увеличенной змейки появляется новый сегмент, и игроку становится сложнее управлять ею, так как нужно учитывать все ее части.
4. Столкновения и проигрыш
В игре Змейка игрок должен избегать столкновений. Если змейка сталкивается со стеной или своим хвостом, то игра окончена, и игрок проигрывает. Цель игры — избегать столкновений и продолжать собирать еду, чтобы набрать высший счет.
5. Уровни сложности
Многие версии игры Змейка включают возможность выбора уровня сложности. Чем выше уровень, тем быстрее змейка движется и тем больше еды появляется на поле. Уровень сложности позволяет игроку адаптировать игру к своим навыкам и предпочтениям.
Игра Змейка проста в своем основании, но может быть захватывающей и вызывающей азарт. Она требует быстрых реакций и стратегического мышления, и является отличным выбором для начинающих разработчиков игр.
Шаг 1: Создание персонажа Змейка
Прежде чем мы начнем создание игры, нам необходимо создать персонажа, которым будет игрок управлять. В нашем случае это будет змейка.
1. Создайте новый спрайт и назовите его «Змейка».
2. Выберите подходящий спрайт для змейки из встроенной библиотеки или загрузите свое изображение.
3. Если вы выбрали спрайт из библиотеки, убедитесь, что его размер не слишком большой и подходит для нашей игры.
4. Измените размер спрайта, если это необходимо, чтобы он выглядел правильно на экране.
5. Если вы хотите добавить анимацию змейке, вы можете создать несколько костюмов и изменять их во время игры. Например, когда змейка поворачивает влево или вправо, вы можете использовать разные костюмы для отображения этого движения.
6. Добавьте спрайт змейки на сцену, чтобы увидеть, как она выглядит.
Теперь у нас есть спрайт змейки, с которым мы будем работать во время создания игры.
Шаг 2: Реализация движения Змейки
Теперь, когда у нас есть готовая игровая сцена и Змейка, мы можем приступить к реализации движения нашего персонажа. Для этого нам понадобится использовать блоки программирования в Scratch.
1. Начнем с того, чтобы разрешить игроку управлять Змейкой с помощью клавиш на клавиатуре. Для этого добавим блок «когда щелкнут» к блоку «когда зелёный флаг щёлкнут».
2. Теперь мы можем начать программировать движение Змейки. Для этого добавим следующие блоки:
- «черепаха повернуть налево на 90 градусов», что позволит Змейке поворачивать налево;
- «черепаха повернуть направо на 90 градусов», что позволит Змейке поворачивать направо;
- «черепаха двигаться вперед на 10 шагов», что позволит Змейке двигаться вперед.
3. Чтобы Змейка двигалась непрерывно, добавим блок «повторять всё», содержащий все эти блоки.
4. Теперь нужно настроить управление Змейкой. Для этого добавим блок «когда нажата()». Вставим в него блоки «если» и «иначе», чтобы Змейка тупо двигалась вперед, если ни одна из клавиш управления не нажата. Внутри блоков «если» и «иначе» расположим уже знакомые нам блоки «черепаха повернуть налево», «черепаха повернуть направо» и «черепаха двигаться вперед».
5. Чтобы Змейка могла поворачивать только по горизонтали или вертикали, добавим блок «если змейка направлена влево/вправо» и «если змейка направлена вверх/вниз», и расположим внутри них соответствующие блоки поворота. Таким образом, мы сможем избежать поворота Змейки в неправильном направлении.
6. Наконец, добавим блок «set rotation style left-right» для того, чтобы Змейка всегда поворачивала только налево или направо. Это позволит нам избежать ее поворота вверх или вниз.
Теперь наша Змейка готова двигаться по игровой сцене! В следующем шаге мы реализуем поведение Змейки при касании еды и себя самой.
Шаг 3: Создание еды для Змейки
Теперь, когда у нас есть змейка, давайте создадим еду, которую она будет есть, чтобы расти.
Для этого мы создадим новый спрайт, который будет представлять еду. Нам понадобится изображение для спрайта, которое будет выглядеть как еда — например, красное яблоко.
1. Создайте новый спрайт, перейдя во вкладку «Icons» и выбрав изображение красного яблока в качестве спрайта для еды.
2. Перейдите в скрипты для нового спрайта и добавьте следующий скрипт, чтобы еда появлялась в случайных местах на сетке:
when green flag clicked
go to x: (pick random (-10) to 10) * 10 y: (pick random (-10) to 10) * 10
Этот скрипт использует блок «при щелчке на зеленый флаг», чтобы еда появлялась на случайных координатах X и Y на сетке (каждой ячейке с размером 10).
3. Теперь, когда у нас есть спрайт для еды и скрипт, чтобы его разместить на сетке, давайте добавим код для змейки, чтобы она могла съедать эту еду.
Перейдите в скрипты спрайта змейки и добавьте следующий скрипт:
when green flag clicked
set [score v] to [0]
when touches [food v]
change [score v] by [1]
say (score) for [2] seconds
delete this clone
Теперь, когда мы создали еду и научили змейку ее есть, наша игра Змейка стала еще интереснее!
Шаг 4: Увеличение размера Змейки и подсчет очков
Теперь, когда у нас есть возможность управлять Змейкой с помощью клавиш, настало время реализовать увеличение размера Змейки и подсчет очков.
Для начала добавим переменную score (очки) в нашу игру. Создадим блок кода, который будет отвечать за отображение текущего счета. Этот блок кода будет вызываться каждый раз, когда Змейка будет поедать яблоко.
- Создайте переменную score и установите ее начальное значение равным 0.
- Создайте блок кода, который будет выполнять следующие действия при поедании Змейкой яблока:
- Увеличивать значение переменной score на 1.
- Обновлять текст в блоке счета, отображая текущее значение score.
- Увеличивать длину Змейки на 1.
Теперь давайте добавим увеличение длины Змейки при поедании яблок. Для этого добавим новый блок кода в наш проект, который будет выполнять следующие действия:
- Создайте переменные с именами deltaX и deltaY, которые будут отвечать за перемещение каждого блока Змейки.
- Создайте блок кода, который будет выполнять следующие действия при поедании Змейкой яблока:
- Находить последний блок Змейки и сохранять его позицию.
- Создавать новый блок Змейки в позиции последнего блока.
- Устанавливать координаты нового блока Змейки с использованием переменных deltaX и deltaY.
Теперь наша игра Змейка будет увеличиваться при поедании яблок и подсчитывать очки. Продолжим работу над игрой.