Ислам – одна из крупнейших мировых религий, которую исповедуют более 1,9 миллиарда человек. В исламе существует две основные ветви: шакифи (шамситы, сунниты) и моляхезиты (шакифиты, шииты). Шакифи – это крупнейшая ветвь ислама, составляющая около 85–90% от всех мусульман в мире. Моляхезиты являются менее многочисленной ветвью ислама, составляя около 10–15% от всех мусульман.
Основные различия между шакифитами и моляхезитами проистекают из разных толкований истории ислама и событий, произошедших после смерти пророка Мухаммеда. Одно из главных различий касается преемничества в праве на лидерство иламского сообщества (уммы) после его смерти. Шакифиты считают правом на лидерство ислама имамат (наследственные права на правление) должности успешив. Моляхезиты же, в свою очередь, полагают, что имамат должен принадлежать десятому преемнику пророка Мухаммеда – Али.
Проявление различий между этими двумя ветвями ислама видно не только на уровне теории и идеологии, но и в практике верующих. Так, к примеру, шииты отличаются от суннитов своими традициями и обрядами. Они проводят празднования Ашуры (день скорби в память о гибели имама Хусейна) и Арбайна (40-й день после Ашуры) и празднуют Рамадан и Ид Аль-Гадир. Сунниты же придерживаются других обрядов, не проводят особых празднований связанных с идеологией шиизма, руководствуются в первую очередь Кораном и поведением пророка Мухаммеда.
Шииты и сунниты: различия и сравнение
- Происхождение: Шииты считают, что правом на лидерство в мусульманском мире обладает потомство пророка Мухаммеда через его дочь Фатиму и ее мужа Али. Сунниты же признают лидером того, кто избирается с большинством голосов.
- Авторитет: У шиитов авторитетом политического и религиозного лидера наделяется идея имамата, то есть присутствие Божьего избранника на земле. Сунниты такого учения не имеют и воспринимают лидеров как просто политических представителей.
- Книги: Шииты признают только Коран и книги своих имамов как авторитетные источники. Сунниты же допускают использование и других признанных источников, таких как сунна (примеры поведения пророка Мухаммеда), хадисы и комментарии ученых.
- Праздники: Шииты и сунниты отмечают ряд общих праздников, таких как Рамадан и Курбан-байрам, но у них есть и свои особые праздники. Например, шииты отмечают Ашура и дни рождения своих имамов.
- Ритуалы и обряды: Оба направления исповедуют основные обязательные ритуалы и обряды ислама, такие как ежедневные молитвы, паломничество в Мекку и пост в месяце Рамадан.
Шииты и сунниты имеют много общего, но также есть исключительно различия в их учениях, практике и традициях. Эти различия являются одной из причин межконфессиональных конфликтов в некоторых странах исламского мира.
Теологические идеи и вероучение
Шиизм и суннизм имеют несколько различий в теологических идеях и вероучении.
Вероучение шиитов основывается на понятии имамата, то есть божественного лидера, который является наследником и преемником пророка Мухаммеда. Шииты считают, что имам должен быть потомком пророка через его дочь Фатиму и ее мужа Али, а также последующих имамов. Имамы, по вероучению шиитов, являются непогрешимыми и обладают абсолютной авторитетом в религиозных и политических вопросах. Они также ожидают возвращения последнего имама Махди, который сокрыт и вернется в конце времен, чтобы установить справедливый мировой порядок.
- Шииты также отличаются поклонением и почитанием их имамов, а также обрядами траура и самопокорности, связанными с их смертью и мученичеством. Они также придают большое значение молитвам и практикуют особые ритуалы поклонения в своих общественных собраниях, называемых «мажлис».
- Суннизм, с другой стороны, уделяет большее внимание сунне, или примерам поведения пророка Мухаммеда и благорасположению его соратников. Сунниты считают, что их вероучение основывается на Коране и сунне, и не подчиняются единому вероучению или иерархии. Они признают определенные догматы, но они могут отличаться в разных школах юриспруденции суннитов.
Сунниты и шииты различаются и в ритуальных обрядах, таких как молитва. Например, сунниты совершают молитву на открытом пространстве, в то время как шииты предпочитают совершать молитву в специальных местах, таких как имамбары или джамияты.
Несмотря на эти различия, как шииты, так и сунниты исповедуют ислам и считают Мухаммеда пророком. Они разделяют общие основы веры, такие как вера в единого Бога и исполнение пяти столпов ислама. Однако различия в теологических идеях и вероучении влияют на их религиозные практики и обычаи.
Исторические корни и происхождение
Шииты — последователи алидской линии, представляющей потомство Мухаммада через его кузена и зятя Али. Они считают, что Чувство прислуживания алида заменило халифскую систему, а имамы должны были быть потомками Али и его жены Фатимы, дочери Мухаммада.
Сунниты — последователи суннитской линии, считающей наследство халифатом актуальным только на основе лидерства и доверия. Они признают четырех калифов, которые правили сразу после смерти Мухаммада, и отвергают представление о наследовании халифата в семье Мухаммада.
Таким образом, исторические корни шиитов и суннитов связаны с противоборством между различными группами, борющимися за власть в Исламском государстве. Это привело к возникновению различных исламских доктрин и правовых школ, а также к некоторым культурным и религиозным различиям между этими двумя ветвями.
Политическая организация и лидерство
Сунниты, с другой стороны, отдают предпочтение принципу советско-монократии, при котором политическая власть принадлежит общности мусульманской общины (умма). Они признают выбор лидера, главой которого может быть кто-то из их собственной общины, кто соответствует определенным требованиям. Сунниты придают большее значение человеческим способностям и качествам лидера, в отличие от чисто духовной прародины, которую шииты видят в своих имамах.
Шииты | Сунниты |
---|---|
Лидерство принадлежит имамам | Выборный лидер, глава уммы |
Имамы считаются божественно назначенными | Лидер выбирается из коммуны |
Основывается на чисто духовных качествах | Основывается на политических способностях |
Различия в исповедовании и обрядности
Исповедование:
Шииты | Сунниты |
---|---|
Шииты исповедуют веру в пятерых имамов, начиная с Али — зятя Пророка Мухаммеда, которых считают законными наследниками и духовными лидерами исламской уммы. | Сунниты исповедуют веру в первых четырех калифах (Абу Бакр, Умар, Усман и Али), которых считают законными главами мусульманской общины после смерти Пророка Мухаммеда. |
Обрядность:
Шииты | Сунниты |
---|---|
Шииты проводят различные религиозные праздники, включая Ашура — день памяти о шахидах и Тасуа — день огорчения по поводу мученической смерти имама Хусейна. Также они отмечают множество молебнов, посвященных их имамам и святым. | Сунниты отмечают основные исламские праздники, такие как Рамадан — месяц поста, Курбан-байрам — праздник жертвоприношения, и Мавлид ан-Наби — день рождения Пророка Мухаммеда. Они также участвуют в молебнах и молитвах, относящихся к исламским обычаям. |
Эти различия в исповедовании и обрядности являются основанием для формирования двух разных религиозных течений в рамках исламской веры — шиизма и суннизма. Каждое из них имеет свои уникальные обряды, верования и практики, которые служат основой для индивидуальной и групповой идентичности верующих.
Взаимоотношения и конфликты в современном мире
В современном мире взаимоотношения между шиитами и суннитами остаются одной из наиболее насущных и актуальных проблем. Религиозные и политические разногласия между этими двумя направлениями ислама стали причиной множества конфликтов и социальных напряжений в различных регионах мира.
Одним из самых глобальных и протяженных конфликтов между шиитами и суннитами является конфликт на Ближнем Востоке. Некоторые из наиболее известных примеров включают в себя войну в Сирии, конфликт в Йемене и ситуацию в Ираке. В этих странах шииты и сунниты борются за власть и контроль над территориями.
Кроме того, регионом современного мира, где наблюдается заметное напряжение между шиитами и суннитами, является Ливан. В этой многонациональной стране существуют различные политические группировки, поддерживающие разные вероисповедания, что приводит к постоянным конфликтам и даже вооруженным схваткам.
Взаимоотношения между шиитами и суннитами также вызывают серьезные затруднения в Пакистане, Афганистане, Бахрейне, Саудовской Аравии и других странах. Нерешенные проблемы межконфессионального конфликта создают благоприятное почву для радикализма и терроризма.
Необходимо отметить, что не все взаимодействия и отношения между шиитами и суннитами заканчиваются конфликтом. Исторические прецеденты показывают, что эти два направления ислама могут существовать рядом и даже сотрудничать друг с другом. Однако в современном мире задача совместного сосуществования и взаимодействия остается далеко не решенной.