Понятие и примеры стилистически окрашенных слов в 7 классе — особенности и роль в формировании языковой компетенции учащихся

Страницы русской литературы богаты разнообразными стилистическими приемами, которые делают тексты яркими и запоминающимися. Одним из таких приемов является стилистически окрашенное слово, которое отличается своей необычной формой, звучанием, оригинальным значением или эмоциональной окраской.

Стилистически окрашенные слова позволяют автору выразить свои эмоции, создать нужную атмосферу и передать свое отношение к описываемому явлению. Они могут вызывать у читателя различные эмоции: радость, грусть, удивление.

Например, в рассказе «Вий» Н.В. Гоголя можно найти множество стилистически окрашенных слов, которые помогают создать мрачную и жуткую атмосферу. Вот один из примеров:

«Мёртвое-бледный», «серебристый-свет», «мрачно-черный» — эти словосочетания усиливают эмоциональное воздействие на читателя и точно передают ощущение ужаса и тревоги.

Таким образом, знание стилистически окрашенных слов поможет ученикам 7 класса лучше понять художественные произведения, расширить свой словарный запас и научиться использовать язык более выразительно.

Что такое стилистически окрашенные слова?

В русском языке стилистически окрашенные слова используются для создания выразительности, точности выражений или передачи авторского отношения к описываемому явлению. Они могут быть использованы в литературных произведениях, публицистике, поэзии, а также в повседневной речи.

Примеры стилистически окрашенных слов включают:

1.Ослепительный
2.Ужасный
3.Волшебный
4.Сказочный
5.Страшный
6.Забавный
7.Безумный

Каждое из этих слов имеет свою специфическую окраску, которая помогает передать определенное эмоциональное или эстетическое значение. Например, слово «ослепительный» создает впечатление яркости, блеска или красоты, а слово «ужасный» вызывает ассоциации со страхом, тревогой или отвращением.

Использование стилистически окрашенных слов помогает придать тексту большую выразительность и эмоциональность. Они способны внести разнообразие и глубину в выражение авторских мыслей и чувств.

Определение и классификация стилистически окрашенных слов в 7 классе

Стогипсель — Мы изучаем ударение.

Стилистически окрашенные слова — это слова или выражения, использующиеся в тексте с целью создания определенного эмоционального, эстетического или иронического эффекта. Они представляют собой мощный и эффективный инструмент, позволяющий передать оттенки значения, выразить эмоции автора и воспроизвести особый стиль письма или речи.

Стилистически окрашенные слова в 7 классе можно разделить на несколько групп:

ГруппаОписаниеПримеры
Эмоционально-экспрессивные словаСлова, которые помогают выразить эмоции и чувства авторастрашный, прекрасный, восхитительный
Иронические словаСлова, которые используются для выражения иронии, сарказма или сатирыинтеллигент, гений, самородок
Архаичные словаСлова, устаревшие или необычные, которые помогают создать историческую или поэтическую атмосферублаговест, перст, златоуст
Образные словаСлова, обладающие яркой зрительной, слуховой или тактильной характеристикойшуметь, притихнуть, ослеплять

Знакомство с стилистически окрашенными словами позволяет ученикам расширить свой словарный запас, развить лексическую выразительность и лингвистическое чувство. Анализ и классификация таких слов помогает ученикам лучше понять нюансы языковых средств и стилистики текста.

Примеры использования стилистически окрашенных слов в 7 классе

  • Блеск – яркое, гламурное слово, описывающее что-то сияющее и привлекательное.
  • Громадный – слово, обозначающее огромный размер, заполняющий всё вокруг.
  • Древний – слово, вызывающее ощущение длительности и давности, описывает что-то старинное и вековечное.
  • Затаить – слово, описывающее сдерживание чувств, скрывание чего-либо или подавление эмоций.
  • Ликовать – выражение эмоции радости и восторга.
  • Нежность – слово, обозначающее особую мягкость, ласку и нежную заботу.

С подобными словами учащиеся осваивают не только новые лексические единицы, но и учатся грамотно строить предложения, варьировать свою речь в зависимости от ситуации и контекста. Учитель русского языка может провести урок-конкурс на знание стилистически окрашенных слов, задавая задания на их определение и использование в предложениях. Это не только развивает словарный запас учеников, но и развивает их творческое мышление и умение применять полученные знания в практической речи.

Роль стилистически окрашенных слов в формировании выразительности речи

Стилистическая окраска слов играет важную роль в формировании выразительности речи. Она позволяет выделить определенные эмоциональные оттенки, акцентировать смысловую нагрузку и усилить воздействие на слушателя или читателя.

Одной из функций стилистически окрашенных слов является передача эмоций. С помощью таких слов можно усилить или ослабить эмоциональный оттенок высказывания и создать нужное настроение.

Кроме того, стилистически окрашенные слова позволяют подчеркнуть или осветить определенные аспекты высказывания. Они помогают выделить ключевые идеи, отметить важность какого-то момента или сделать акцент на каком-то аспекте.

Также стилистически окрашенные слова способны создавать определенную атмосферу, передавать особенности говорящего или даже переносить читателя или слушателя в определенное время или место. Они дают возможность окунуться в мир рассказа и более ярко представить себе описываемые события.

Примерами стилистически окрашенных слов могут служить такие образования, как олицетворение, метафора, эпитет и другие. Они помогают создать богатую и яркую речь, делают высказывание запоминающимся и привлекательным для слушателя или читателя.

В целом, стилистически окрашенные слова играют важную роль в формировании выразительности речи. Они позволяют передавать эмоции, подчеркивать важность и освещать определенные аспекты высказывания, создавать атмосферу и делать речь привлекательной и запоминающейся.

Методы развития умения использовать стилистически окрашенные слова в 7 классе

Существует несколько методов, которые помогают развивать умение использовать стилистически окрашенные слова в 7 классе. Один из них — чтение и анализ художественной литературы. В процессе чтения и обсуждения художественных произведений учащиеся могут обратить внимание на использование авторами различных стилистических приемов, включая окрашенные слова. Это поможет им расширить свой словарный запас и улучшить свои навыки понимания и интерпретации текстов.

Еще один метод — выполнение специальных упражнений и заданий. Учителя могут предоставить учащимся тексты с выделенными стилистически окрашенными словами и попросить их анализировать их значение и эмоциональную окраску. Учащиеся могут составлять списки стилевых синонимов для данных слов, а также писать собственные предложения, используя эти слова.

Также важно проводить обсуждения и дискуссии на различные темы, где учащиеся смогут использовать стилистически окрашенные слова. Это поможет им не только развивать свою речевую компетенцию, но и улучшать свои навыки анализа и интерпретации текстов. Учителя могут также проводить ролевые игры и драматические постановки, где учащимся придется не только использовать окрашенные слова, но и играть различные роли с использованием соответствующих стилей речи.

В целом, развитие умения использовать стилистически окрашенные слова требует постоянной практики и осознанности. Учащиеся должны быть внимательны к использованию окрашенных слов в текстах, развивать свой словарный запас и аналитические навыки. Это поможет им не только быть более грамотными и культурными говорящими, но и улучшить свои коммуникативные навыки в общении с окружающими.

Оцените статью