Двусоставное предложение в 5 классе — правила, примеры и особенности

Двусоставное предложение – это предложение, которое состоит из двух смысловых частей, называемых главным и зависимым. Главная часть выражает главное действие или состояние, а зависимая часть дополняет или поясняет главную часть.

Двусоставные предложения используются для передачи более точной информации и могут быть различных типов. В первом типе главная часть выражена глаголом, например: «Мальчик играет в футбол«. В этом предложении главная часть «Мальчик играет» выражена глаголом, а зависимая часть «в футбол» указывает на то, каким образом мальчик играет.

Второй тип двусоставных предложений представляют собой предложения, в которых главная часть выражена именем существительным, а зависимая часть выражена придаточным оборотом с союзом «что». Например: «Мальчик, который играет в футбол, очень спортивный». В этом предложении главная часть «Мальчик очень спортивный» выражена именем существительным, а зависимая часть «который играет в футбол» указывает на свойства или качества мальчика.

Определение двусоставного предложения 5 класс

Два главных элемен

Правила составления двусоставного предложения

1. Двусоставное предложение состоит из двух смысловых частей, которые называются составными частями или двумя сказуемыми.

Пример: Мама готовила обед, папа читал газету.

2. Обе составные части двусоставного предложения могут быть простыми предложениями.

Пример: Солнце сияло ярко, птицы радостно щебетали.

3. Одна из составных частей двусоставного предложения может быть простым, а другая — сложным предложением.

Пример: Мальчик плавал в море, когда увидел дельфина.

4. Две составные части двусоставного предложения могут иметь общее подлежащее или сказуемое.

Пример: Девочка читала книгу, мальчик рисовал картину.

5. Составные части двусоставного предложения могут быть соединены различными способами: союзами, относительными местоимениями, вопросительными словами и др.

Пример: Мама приготовила обед, а папа помыл посуду.

6. В двусоставном предложении может быть прямая речь, но она не является обязательным элементом.

Пример: «Я люблю тебя», — сказал мужчина и поцеловал женщину.

7. При объединении простых предложений в двусоставное необходимо сохранять логическую связь между смысловыми частями.

Пример: Ребенок играл на площадке, потом пошел домой.

Конструкция двусоставного предложения

Для построения двусоставного предложения необходимо:

  1. Определить подлежащее – лицо или предмет, о котором говорится. Подлежащее может быть выражено существительным, местоимением или числительным.
  2. Определить сказуемое – то, что сообщается о подлежащем. Сказуемое может быть выражено глаголом или глагольным словосочетанием.
  3. Установить грамматическую связь между подлежащим и сказуемым, то есть согласовать их по роду, числу и лицу.

Примеры двусоставных предложений:

  • Мальчик играет.
  • Я читаю книгу.
  • Она любит петь.
  • Кот убегает.

В указанных предложениях подлежащее указано существительным «мальчик», местоимением «я», «она» и «кот», а сказуемое – глаголами «играет», «читаю», «любит» и «убегает».

Ключевые слова в двусоставных предложениях

В русском языке для образования двусоставных предложений, кроме союзов и союзных слов, используются различные ключевые слова.

Ключевые слова могут быть разными по смыслу и выполнять различные функции в предложении. Некоторые из них устанавливают причинно-следственные связи между двумя частями предложения:

Ключевое словоПримеры
потому чтоМама открыла окно, потому что в комнате было душно.
так какОн опоздал на уроки, так как проспал автобус.
из-заМама не смогла пойти на работу, из-за простуды.

Другие ключевые слова могут устанавливать противопоставительные отношения:

Ключевое словоПримеры
ноЯ хотел пойти гулять, но мама запретила.
аВова играл в футбол, а Миша смотрел телевизор.
однакоОна была устала, однако продолжала работать.

Еще одна группа ключевых слов используется для введения прямой речи:

Ключевое словоПримеры
сказал(а)Мама сказала: «Пора идти спать».
ответил(а)Он ответил: «Не хочу есть борщ».
спросил(а)Она спросила: «Какой у вас план на выходные?».

Это только некоторые примеры ключевых слов, которые могут использоваться в двусоставных предложениях. Знание этих слов поможет вам строить грамотные и разнообразные предложения.

Примеры двусоставных предложений

1. Я поехал в магазин и купил молоко.

2. Мама приготовила обед, а папа помыл посуду.

3. Вчера я смотрел фильм, а сегодня пойду гулять.

4. Она училась всю ночь, чтобы сдать экзамен на отлично.

5. Мальчик прочитал книгу и рассказал о ней своим друзьям.

Упражнения по составлению двусоставных предложений

Чтобы научиться составлять двусоставные предложения, необходимо усвоить несколько правил и принципов. После этого можно приступать к упражнениям, которые помогут закрепить полученные знания.

Упражнение 1

Составьте двусоставные предложения, используя предложенные слова:

мальчик, играет, собака, в парке.

Примеры ответов:

Мальчик играет в парке.

Собака играет в парке.

Упражнение 2

Составьте двусоставные предложения, добавив подходящий глагол в скобках:

Кошка (спит) на диване.

Пример ответа:

Кошка спит на диване.

Упражнение 3

Составьте двусоставные предложения, добавив подходящую остальную часть предложения:

Девочка (танцует).

Пример ответа:

Девочка танцует на сцене.

Таким образом, практика составления двусоставных предложений поможет разобраться в правилах и научиться сознательно применять их в речи.

Задания для самостоятельной работы

1. Напишите пять примеров предложений, каждое из которых представляет двусоставное предложение. Обратите внимание на соотношение между главным и подчиненным предложениями.

ПримерГлавное предложениеПодчиненное предложение
1Мама приготовила обед.когда я закончил домашнюю работу.
2Собака гонялась за мячиком.пока хозяин кидал его.
3Он поехал в магазин.чтобы купить продукты.
4Мы отдохнем на природе.как только закончится школьный год.
5Она засыпала шоколадки в коробку.которую дала ей бабушка.

2. Поставьте запятые в предложениях, чтобы обозначить соотношение между главным и подчиненным предложениями.

а)Мальчик, который выиграл гонку, получил золотую медаль.
б)Я поеду на море, если погода будет хорошая.
в)Собака, которую мы нашли в парке, оказалась бездомной.

3. Найдите главное и подчиненное предложения в каждом из предложений. Обведите их разными цветами или выделите другим способом.

а) Птицы, летевшие на юг, весело чирикали и радовали нас песней.

б) Мы решили поехать в зоопарк, чтобы увидеть разных животных.

в) Она прочитала книгу и решила рассказать о ней своим друзьям.

Оцените статью