Двусоставное предложение – это предложение, которое состоит из двух смысловых частей, называемых главным и зависимым. Главная часть выражает главное действие или состояние, а зависимая часть дополняет или поясняет главную часть.
Двусоставные предложения используются для передачи более точной информации и могут быть различных типов. В первом типе главная часть выражена глаголом, например: «Мальчик играет в футбол«. В этом предложении главная часть «Мальчик играет» выражена глаголом, а зависимая часть «в футбол» указывает на то, каким образом мальчик играет.
Второй тип двусоставных предложений представляют собой предложения, в которых главная часть выражена именем существительным, а зависимая часть выражена придаточным оборотом с союзом «что». Например: «Мальчик, который играет в футбол, очень спортивный». В этом предложении главная часть «Мальчик очень спортивный» выражена именем существительным, а зависимая часть «который играет в футбол» указывает на свойства или качества мальчика.
Определение двусоставного предложения 5 класс
Два главных элемен
Правила составления двусоставного предложения
1. Двусоставное предложение состоит из двух смысловых частей, которые называются составными частями или двумя сказуемыми.
Пример: Мама готовила обед, папа читал газету.
2. Обе составные части двусоставного предложения могут быть простыми предложениями.
Пример: Солнце сияло ярко, птицы радостно щебетали.
3. Одна из составных частей двусоставного предложения может быть простым, а другая — сложным предложением.
Пример: Мальчик плавал в море, когда увидел дельфина.
4. Две составные части двусоставного предложения могут иметь общее подлежащее или сказуемое.
Пример: Девочка читала книгу, мальчик рисовал картину.
5. Составные части двусоставного предложения могут быть соединены различными способами: союзами, относительными местоимениями, вопросительными словами и др.
Пример: Мама приготовила обед, а папа помыл посуду.
6. В двусоставном предложении может быть прямая речь, но она не является обязательным элементом.
Пример: «Я люблю тебя», — сказал мужчина и поцеловал женщину.
7. При объединении простых предложений в двусоставное необходимо сохранять логическую связь между смысловыми частями.
Пример: Ребенок играл на площадке, потом пошел домой.
Конструкция двусоставного предложения
Для построения двусоставного предложения необходимо:
- Определить подлежащее – лицо или предмет, о котором говорится. Подлежащее может быть выражено существительным, местоимением или числительным.
- Определить сказуемое – то, что сообщается о подлежащем. Сказуемое может быть выражено глаголом или глагольным словосочетанием.
- Установить грамматическую связь между подлежащим и сказуемым, то есть согласовать их по роду, числу и лицу.
Примеры двусоставных предложений:
- Мальчик играет.
- Я читаю книгу.
- Она любит петь.
- Кот убегает.
В указанных предложениях подлежащее указано существительным «мальчик», местоимением «я», «она» и «кот», а сказуемое – глаголами «играет», «читаю», «любит» и «убегает».
Ключевые слова в двусоставных предложениях
В русском языке для образования двусоставных предложений, кроме союзов и союзных слов, используются различные ключевые слова.
Ключевые слова могут быть разными по смыслу и выполнять различные функции в предложении. Некоторые из них устанавливают причинно-следственные связи между двумя частями предложения:
Ключевое слово | Примеры |
---|---|
потому что | Мама открыла окно, потому что в комнате было душно. |
так как | Он опоздал на уроки, так как проспал автобус. |
из-за | Мама не смогла пойти на работу, из-за простуды. |
Другие ключевые слова могут устанавливать противопоставительные отношения:
Ключевое слово | Примеры |
---|---|
но | Я хотел пойти гулять, но мама запретила. |
а | Вова играл в футбол, а Миша смотрел телевизор. |
однако | Она была устала, однако продолжала работать. |
Еще одна группа ключевых слов используется для введения прямой речи:
Ключевое слово | Примеры |
---|---|
сказал(а) | Мама сказала: «Пора идти спать». |
ответил(а) | Он ответил: «Не хочу есть борщ». |
спросил(а) | Она спросила: «Какой у вас план на выходные?». |
Это только некоторые примеры ключевых слов, которые могут использоваться в двусоставных предложениях. Знание этих слов поможет вам строить грамотные и разнообразные предложения.
Примеры двусоставных предложений
1. Я поехал в магазин и купил молоко.
2. Мама приготовила обед, а папа помыл посуду.
3. Вчера я смотрел фильм, а сегодня пойду гулять.
4. Она училась всю ночь, чтобы сдать экзамен на отлично.
5. Мальчик прочитал книгу и рассказал о ней своим друзьям.
Упражнения по составлению двусоставных предложений
Чтобы научиться составлять двусоставные предложения, необходимо усвоить несколько правил и принципов. После этого можно приступать к упражнениям, которые помогут закрепить полученные знания.
Упражнение 1
Составьте двусоставные предложения, используя предложенные слова:
мальчик, играет, собака, в парке.
Примеры ответов:
Мальчик играет в парке.
Собака играет в парке.
Упражнение 2
Составьте двусоставные предложения, добавив подходящий глагол в скобках:
Кошка (спит) на диване.
Пример ответа:
Кошка спит на диване.
Упражнение 3
Составьте двусоставные предложения, добавив подходящую остальную часть предложения:
Девочка (танцует).
Пример ответа:
Девочка танцует на сцене.
Таким образом, практика составления двусоставных предложений поможет разобраться в правилах и научиться сознательно применять их в речи.
Задания для самостоятельной работы
1. Напишите пять примеров предложений, каждое из которых представляет двусоставное предложение. Обратите внимание на соотношение между главным и подчиненным предложениями.
Пример | Главное предложение | Подчиненное предложение |
---|---|---|
1 | Мама приготовила обед. | когда я закончил домашнюю работу. |
2 | Собака гонялась за мячиком. | пока хозяин кидал его. |
3 | Он поехал в магазин. | чтобы купить продукты. |
4 | Мы отдохнем на природе. | как только закончится школьный год. |
5 | Она засыпала шоколадки в коробку. | которую дала ей бабушка. |
2. Поставьте запятые в предложениях, чтобы обозначить соотношение между главным и подчиненным предложениями.
а) | Мальчик, который выиграл гонку, получил золотую медаль. |
б) | Я поеду на море, если погода будет хорошая. |
в) | Собака, которую мы нашли в парке, оказалась бездомной. |
3. Найдите главное и подчиненное предложения в каждом из предложений. Обведите их разными цветами или выделите другим способом.
а) Птицы, летевшие на юг, весело чирикали и радовали нас песней.
б) Мы решили поехать в зоопарк, чтобы увидеть разных животных.
в) Она прочитала книгу и решила рассказать о ней своим друзьям.