Александр Иванович Добролюбов, выдающийся русский публицист и критик XIX века, считается одним из самых острых критиков русской действительности своего времени. В своей статье "Что такое обломовщина?" он высказывает непопулярное на тот момент мнение о романе "Обломов" И. А. Гончарова и описывает главного персонажа, Илью Ильича Обломова, как последнего в ряду "лишних людей".
Добролюбов посвятил свою статью великому русскому писателю И. А. Гончарову, причисленным к литераторам-реалистам, однако считал, что "Обломов" не соответствует высоким требованиям реалистического жанра.
Таким образом, Добролюбов, критически осмысливая "Обломова", ставит его в ряду "лишних людей" как продукта недооцененного таланта и несбывшихся надежд на возвышенный духовный мир русского общества.
Обломов и его философия
Обломов является типичным представителем интеллигенции, подорванной порабощающими привычками, равнодушием и желанием избежать ответственности перед собственной жизнью. Его бездействие и отсутствие какой-либо жизненной цели противоречат принципам активности, саморазвития и самосовершенствования. Добролюбов считает, что Обломов – это печальная последствия духовной лени и эгоизма.
Философия Обломова заключается в неохоте вступать в реальный мир, предпочтении существования в своем безмятежном и идеализированном мире мечтаний и фантазий. Обломов слишком опасается потерять что-то, но в итоге отказывается от всего, и остается абсолютно ничем.
Добролюбов, выдвигая Обломова в ряд лишних людей, подчеркивает его бессмысленность и бесполезность для общества. Герой Гончарова – это урок о том, как пассивность и бездействие может превратить жизнь в нечто пустое и лишенное смысла. Обломов становится примером того, чего следует избегать и бороться с ним.
1. Пассивность и бездействие | Обломов отказывается от активности и предпочитает вести мечтательный образ жизни. |
2. Бесполезность для общества | Добролюбов видит в Обломове пример лишнего человека, не приносящего пользы обществу. |
3. Отчуждение от жизни | Обломов не живет полноценной жизнью, а замыкается в своем внутреннем мире. |
Жизнь без целей и достижений
Обломов живет бездельнической жизнью, предпочитая мечтать и грезить, вместо того чтобы претворять свои идеи и планы в жизнь. Он не имеет ясного представления о будущем и не стремится к саморазвитию и самосовершенствованию. Его дни проходят в инертной бездействии: он просыпается поздно, лежит на диване, пьет чай и читает книги без какой-либо практической пользы для себя и общества.
Отсутствие целей и достижений делает жизнь Обломова не только пустой, но и бесполезной. Он не способен преодолеть свою лень и пассивность, необходимые качества для достижения успеха и самореализации. Обломов живет в постоянной роскоши и избегает трудностей и ответственности. Его бездеятельность оставляет его в пустоте и лишает его смысла и счастья.
Добролюбов критикует Обломова за его бездействие и безынициативность, считая его представителем опасной категории людей, которые не только вредят себе, но и обществу в целом. Инертность и безразличие Обломова отравляют его окружение и приводят к духовной и эмоциональной застойности. Именно поэтому Добролюбов называет Обломова последним в ряду лишних людей, представителем безынициативной массы, которая стоит на пути развития и прогресса общества.
Обломовляние и пассивность
Главной причиной обломовляния является безответственность и отсутствие стремления к самосовершенствованию. Обломов предпочитает погружаться в безделье и уклоняться от выполнения каких-либо обязанностей. Он утратил интерес к жизни, не имеет цели и стремления к достижению успеха.
Обломов начинает свой день с бессмысленного отлеживания в постели и не способен преодолеть себя, чтобы встать и начать действовать. Его мысли зациклены на прошлом, он страдает от бездарности, безответственности и бездействия.
Добролюбов подчеркивает, что подобное поведение является недостойным для человека. Обломовляние влечет за собой моральный упадок и губительное влияние на общество в целом. Герой Гончарова стал символом пассивности, лености и непродуктивности, которые препятствуют развитию общества и прогрессу.
Таким образом, обломовляние - это состояние души, отказ от активности и самосовершенствования. Добролюбов, обозначая Обломова последним в ряду лишних людей, выносит суровый вердикт об этом негативном явлении. Он призывает интеллигенцию развиваться, осознавать свою отвественность и стремиться к саморазвитию, чтобы не уподобиться бездействующим героям пусть и замечательной, но всё-таки одного романа.
Концепция лишних людей
Добролюбов определяет "лишних людей" как индивидов, которые ничего не создают и не принесут пользы обществу. Он подчеркивает их пассивность и бездеятельность, а также недостаток целеустремленности и ответственности. Лишние люди, по его мнению, живут в мечтах и иллюзиях, неспособны переступить порог лень и погрузиться в действия.
Обломов, главный герой романа "Обломов" Ивана Гончарова, является ярким примером лишнего человека. Он бездействует, предпочитая лежать на диване и задумываться о невозможных идеалах. Он не способен заставить себя действовать и принимать решения, и его поведение становится символом застоя и бездействия в русском обществе.
Добролюбов резко осуждает подобных людей, считая их угрозой для общества. Он утверждает, что важно развивать активность и трудолюбие, чтобы достичь прогресса и процветания. Он настаивает на необходимости борьбы с мечтателями и бездельниками, чтобы создать общество, где каждый человек указывает на себя в значительной степени.
- Лишние люди - необходимо ли их уничтожить?
- Примеры лишних людей в русской литературе
- Как избежать попасть в категорию лишних людей?
Особенности и типы лишних людей
В русской литературе можно выделить несколько типов лишних людей, которые по-разному отражают проблемы общества. Во-первых, есть типический образ оболтуса и бесхозяйного мечтателя, каким является Илья Ильич Обломов. Он представляет собой символ растерянности и безделья, погруженного в мир мечтаний и лености. Плотин, герой рассказа "Мизинов", и Базаров, главный персонаж "Отцов и детей" Тургенева, также относятся к этому типу лишних людей.
Во-вторых, есть тип лишнего человека, который остро ощущает неполноценность своего существования и недостаток реализации своих способностей. Этот тип представлен героями романа "Что делать?" Чернышевского – Верочкой и Розовым. Вера Павловна Мережковская и Петр Сергеевич Верховенский также относятся к этому типу.
В-третьих, есть лишний человек, который не находит свое место в русской действительности и в поисках идеала страдает от чувства отчуждения. В их число входят герои романа "Белые ночи" Достоевского – Настенька и Любимов, а также героиня "Одиноких людей" Гончарова – Елена Ивановна Столз. Они представляют собой типичных мечтателей и романтиков, вечно ищущих свое счастье и идеал в другом мире или в другом времени.
- Образ лишнего человека имеет свои особенности:
- В бездействии и ничегонеделании образа лишнего человека выражаются проблемы русской интеллигенции, связанные с социальной активностью и ответственностью перед обществом.
- Ощущение неполноценности и неспособности к полноценной самореализации является одной из главных черт образа лишнего человека.
Добролюбов и его взгляд на лишних людей
Николай Добролюбов, выдающийся русский литературный критик XIX века, в своих произведениях высказывал острую критику современного ему общества и его представителей. Он внимательно изучал психологию людей и обращал внимание на их поведение и мотивы.
В своем эссе "Что делать?" Добролюбов описывает лишних людей – индивидуумов, которые ничего не производят и не приносят пользы обществу. Один из примеров такого человека – Илья Ильич Обломов, герой романа И.А. Гончарова "Обломов". Добролюбов называет Обломова последним в ряду лишних людей.
Добролюбов считал, что лишние люди не способны к активной жизни, они бездельничают, тратят время на пустые размышления и мечты. Обломов – яркий пример такого человека. Он проводит дни и недели в постели, не интересуется делами и проблемами общества, отказывается от активного участия в жизни. Обломов символизирует бездействие и равнодушие к окружающей действительности.
Добролюбов считал, что стандартный тип русского человека, представленный Обломовым, является отрицательным явлением. Он критиковал его безразличие к культурным ценностям, лени и бездельничество. Добролюбов выступал за активную и энергичнуюжизненную позицию, которая, по его мнению, поможет построить лучшее общество и добиться прогресса в различных сферах жизни.
Таким образом, Добролюбов называет Обломова последним в ряду лишних людей, представляя его как негативный образец русского человека. Он критикует бездействие, лень и равнодушие к общественным проблемам. Добролюбов выступает за активную жизненную позицию и стремится улучшить общество. Его взгляд на лишних людей является актуальным и важным для понимания проблем современности.
Обломов - последний в ряду лишних
Добролюбов видит в Обломове пустого и пассивного человека, который тратит свое время на бесцельные развлечения и лежание на диване. Обломов является символом отставания и застоя, который присущ идеологии крепостничества и феодализма. Он не стремится к саморазвитию и прогрессу, а только проживает свою жизнь в бездействии и безразличии.
Обломов часто сравнивается с деревней: | Обломов часто сравнивается с мешком: | Обломов часто сравнивается с комочком пыли: |
так же бездвижен и не проявляет активности. | так же неподвижен и не проявляет никакой целеустремленности. | так же неподвижен и пассивен, неспособен к движению и саморазвитию. |
Вместо того, чтобы обучаться и развиваться, Обломов остается в своем маленьком мирке и не предпринимает никаких действий для достижения своих целей. Он заторможен и неспособен к ответственности, сидя на попе ровно и жалуясь на свою непростую судьбу.
Добролюбов считает, что в современном обществе нет места для таких людей, которые лишь потребляют и не создают ничего полезного. Обломов - последний представитель прошлого, являющийся символом отставания и негативного отношения к работе и прогрессу.
Обломов как воплощение лишних людей
Образ Обломова раскрывается через его постоянное бездействие, нерешительность и прокрастинацию. Он предпочитает мечтать о лучшей жизни, а не делать активные шаги для ее достижения. Олег Иванович избегает ответственности и предпочитает жить в своем собственном мире красивых иллюзий.
По словам Добролюбова, Обломовская позиция является последствием социального и культурного кризиса, который охватил русское общество в то время. Он полагает, что Обломов - пример общей деградации национального характера, выраженного в безразличии, лени и недееспособности. Обломовизм, по мнению Добролюбова, является опасным заболеванием, которое может привести к упадку общества в целом.
Однако, хотя Обломов служит примером негативных качеств, его образ также вызывает сочувствие и жалость. Обломов симпатичен своей душевностью и нежностью. Гончаров отчетливо показывает страдания героя от его собственной лени и бездействия, что позволяет читателю лучше понять и отнестись с пониманием к причинам его действий.
Тем не менее, в целом Обломов олицетворяет ненужность и бездарность, которые сопровождают "лишних людей". Символизируя упадок, Олег Иванович поднимает важное общественное обсуждение о проблемах лени и бездействия, которые препятствуют развитию и прогрессу.
Именно поэтому Добролюбов называет Обломова последним в ряду лишних людей, поскольку его образ наиболее полно отражает основные признаки этой социальной группы и вызывает серьезное обсуждение и самокритику в обществе.
Лишние люди как явление общества
В романе "Обломов" Ивана Гончарова главный герой, Илья Ильич Обломов, является воплощением этого явления. Добролюбов относит Обломова к "последним в ряду лишних людей". Обломов – типичный представитель идлера, человек, который теряет время на пустые размышления и отказывается принимать активное участие в общественной жизни.
Лишние люди, подобные Обломову, не только не приносят пользы обществу, но и оказывают на него отрицательное влияние. Их бездеятельность снижает продуктивность и развитие общества в целом, тормозит прогресс и приводит к стагнации. Они не проявляют активности и инициативы, а предпочитают жить в своем собственном мире сновидений и утопий.
Лишние люди отличаются отработанными стереотипами и консервативным мышлением. Они не способны адаптироваться к меняющимся условиям и несут свои идеалы и ценности прошлого. Вместо того, чтобы вносить свой вклад в развитие общества, они только удерживают его в прошлом.
Таким образом, Добролюбов считает, что лишние люди представляют опасность для общества, тормозя его развитие и прогресс. Их лень, бесполезность и стагнация противоречат духу активности и инициативы, необходимых для развития современного общества.