Как разобрать велосипедную втулку

Выбор велосипеда

Подробно описываю как правильно разобрать, и смазать перебрать велосипедную втулку. Для этого нам понадобится ключ для трещотки и съёмник кассеты.

Инструменты для разборки велосипедной втулки

Для начала, конечно же, снимем их с велосипеда. Снимаем с колес эксцентрики, с заднего колеса снимаем кассету. Как это сделать я подробно написал здесь.

Вторая попытка открутить кассету велосипеда

Готовим инструменты. Чтобы раскрутить конусные гайки нам понадобятся два ключа. В моем случае — это были два ключа на 15. Иногда нужен один ключ на 13, и один на 15. Иногда два по 13. Смотрите на свои оси внимательно.

Обычный гаечный ключ на 15 не лезет в гайку передней оси
Фирменный ключ Pedros 13 на 15 для снятия конусных гаек колес
Доработанный ключ на 15

Если у вас вдруг не найдется второго (или даже первого) узкого ключа, и вы захотите повторить мой опыт — то:

  1. Обязательно наденьте защитные очки. В глаза пыль и мелкие осколки от наждачного круга летит только в путь.
  2. Поставьте рядом ведерко с водой, и почаще макайте туда ключ. Если он почернеет в процессе заужения — то можете его выкидывать.
Сравниваем фирменный ключ и доработанный
Ключ на 15, доработанный наждачным кругом, легко садится на гайку

Как открутить конусные гайки веловтулки

С двух сторон сажаем ключи на гайки и откручиваем их. Если вы делаете это совсем в первый раз, или первые разы — то подложите под колесо большую тряпку. Когда вы снимете конус с оси и вытащите его — из открывшегося отверстия могут посыпаться мелкие шарики. Это подшипники втулки.

Сразу посчитайте, сколько шариков находится внутри. Это поможет в дальнейших поисках. Для складывания этой мелочи заранее приготовьте коробку, или магниты. Вытаскивать шарики из втулки проще всего теми же магнитами. Я использую магнитный лоток для такой мелочевки — очень удобно.

Примерно вот это должно вытащиться из втулок:

Ось, желтые шарики, гайки, шайбы и пыльники от задней втулки
Ось, шайбы, пыльники, шарики и гайки передней втулки

Переборка велосипедной втулки: какие дефекты могут быть

Сразу при разборке делаем дефектовку. Шарики складываем группами левой-правой стороны. Конусы тоже. Крайне желательно насыпать шарики с той же стороны, откуда вы их сняли. И закрутить теми же конусами. Потому что они уже друг под дружку притерлись.

Если вы увидели с какой-то из сторон (а может со всех сторон) желтые шарики — то не обнадеживайте себя тем, что они золотые, бронзовые, или, хотя бы, кадмированные. Это говорит лишь об одном. С этой стороны под пыльник втулки попала вода и они заржавели.  А если они заржавели, то, скорее всего, они зацепили и покоцали конуса. Как у меня:

Коррозия разъела конус на заднем подшипнике, поэтому он хрустит

Новые конуса продаются, стоят недорого. При возможности — лучше заменить. Иначе накроются шарики, а потом и втулка.

Смазка подшипников велосипедной втулки

Я рекомендую не поскупиться (все-таки это ваше время и ваши деньги уходят на покупку запчастей), и купить хорошую качественную смазку для подшипников. Можно НЕвелосипедную, она значительно дешевле, а по качеству не хуже однозначно.

Профессиональная смазка для подшипников синяя
Втулка заднего колеса с набитой в нее смазкой
Прилепляем шарики к синей смазке
Прилепляем шарики к синей смазке на передней втулке

Подсказка по пыльникам

У вас их 4 штуки. Один из них вставляется внутрь фрихаба (фотка ниже). Остальные — снимите перед установкой, ниже объясню — зачем.

Когда прилепите все шарики — намажьте конуса той же смазкой от души. Излишки — выдавятся, а воде будет попасть сложнее к подшипникам. И после этого аккуратно вставляйте ось во втулку. Если вы заденете какой-нибудь шарик — он с вероятностью 99% отлепится от смазки и упадет в неизвестном направлении. У меня так один раз шарик отлепился и упал. Я просто-таки задолбался его искать на полу в радиусе 5 метров от места сборки. Когда от бешенства я уже был готов разбить колесо об стенку, и схватил его — упавший шарик вывалился изнутри втулки колеса на пол и издевательски запрыгал.

Задняя ось, установленная со стороны фрихаба с пыльником
Задняя ось со снятым пыльникам с другой стороны от фрихаба

Одеваем пыльники

Пыльники предварительно набиваем той же смазкой, что и подшипники (у вас их должно остаться три неодетых, фрихабный нужно запихивать сразу же, одновременно с установкой задней оси). Затем тряпкой чистим их снаружи, чистим руку, которой будем надевать этот пыльник, чтобы не проскальзывала. И очень аккуратно натягиваем пыльник через контргайку и шайбу до колеса. Именно рукой. Если вы порвете этот пыльник какой-нибудь отверткой — искать аналогичный будете месяца 3, если вообще найдете. Поэтому немножко сноровки, немножко нервов, немножко мата и он обязательно сядет.

Затем выдавите пальцами излишки смазки, усадите его в пазы, снимите вылезшую смазку и — у вас получится как на фотографии ниже. Все хорошо!

Собранная ось переднего колеса с установленным пыльником. В пыльник забита синяя смазка «под завязку». Излишки выдавлены.

Велопрофи