Основной элемент велосипеда, обеспечивающий защиту от травм во время езды, представлен тормозами. Самыми популярными из них являются дисковые. Это связано с высокой прочностью, максимальным эффектом и долгим сроком их эксплуатации. Таким образом, замена тормозов на дисковые, ее этапы и последующая регулировка являются актуальными темами на сегодняшний день.
Особенности дисковых тормозов
Работа дисковых тормозов начинается после нажатия на ручку велосипеда. Монтаж диска и колеса производится одновременно. При этом тормоз должен располагаться у втулки, с которой скрепляется. Это позволяет диску (ротору), как одной из основных частей, двигаться совместно с колесом.
Механизм действия данной конструкции заключается в трении тормозных колодок о диск. При этом только одна из них является подвижной. В системе тормозные колодки называются суппортом, который прикрепляется выше ротора. В этой же проекции имеется место для регулировщиков, необходимых для точной корректировки тормозной системы.
Чтобы всю конструкцию привести в действие, следует нажать пальцем на рычаг. Ободные тормоза активируются таким же образом. Сжатие колодок происходит за счет воздействия тормозного тросика, вдетого в полость резиновых рукавов, на систему суппорта. Можно сказать, что механизм схож с V- brake, несмотря на некоторые особенности.
Преимущества дисковых тормозов
Следует отметить, что дисковые тормоза имеют ряд преимуществ перед ободными.
Заключаются они в следующем:
- Обладают большой тормозной мощностью, не завися при этом от формы ободов.
- За счет плотного соединения стального диска и абразива, создается высокий коэффициент трения между ними.
- Тормозные усилия можно дозировать с максимальной точностью.
- Эффективность действия системы не зависит от метеоусловий, наличия загрязнений и др.
- В v-брейках происходит налипание грязи в области обода и в местах прижатия колодок, что ухудшает работу тормозов.
- При наличии различных неполадок в ободе ухудшения работы дискового тормоза не происходит.
- В ободных тормозах система должна быть идеально ровной, малейшие повреждения уменьшают ее чувствительность и снижают мощность, что может стать причиной поломок.
- Длительный срок эксплуатации составных частей конструкции (диски, колодки, ободы).
Недостатки дисковых тормозов
Не смотря на то, что плюсов у такой конструкции очень много, следует также упомянуть и о некоторых недостатках:
- специальные крепления, имеющиеся в дисковых тормозах, делают процесс их установки на велосипед более сложным;
- байк должен обладать определенными свойствами и иметь необходимые детали, чтобы можно было устанавливать на него механизм;
- из-за того, что дисковой тормоз стоит в несколько раз больше, чем ободной, позволить себе его купить может не каждый;
- конструкция имеет большой вес, что не очень удобно при ее монтаже на небольшие и легкие велосипеды.
Рекомендуем также прочитать статью «Грамотная регулировка гидравлических дисковых тормозов на велосипеде».
Виды
Существует большое разнообразие аксессуаров для велосипедов. Дисковые тормоза не исключение.
Тормозные системы бывают следующими:
- Гидравлическими. Данная разновидность тормозного устройства имеет вид управляющего цилиндра с поршнем, встроенным в тормозную ручку руля. С помощью этого силового цилиндра (велосипед может быть оснащен 1 или 2 цилиндрами) активируются тормозные колодки. Специализированный высокопрочный рукав выступает соединительным компонентом между тормозными колодками. Сама по себе конструкция герметичная и наполнена маслом. Так как в гидравлике отсутствует расширительный бачок, то для ремонта или замены масла потребуются специальные инструменты и опыт.
- Механическими. В механических тормозах благодаря движению только одной колодки происходит изгибание и прижатие ротора к другой неподвижной. Калипер с тормозной ручкой соединены стальным тросом. Их действие подобно обычным тормозам благодаря передаче усилия через стальной трос к колодкам. Такой тип
обладает высокой надежностью, относительной дешевизной и простотой конструкции. - Гибридными. Представляют собой сочетание механики с гидравликой. Состоят такие тормоза из двух цилиндров (управляющего и силового), пространство между которыми заполнено маслом. Действие обусловлено активацией гидравлической части, расположенной в корпусе, посредством напряжения троса (нажатием на рычаг).
Как заменить ободные тормоза на дисковые
В процессе замены тормозов нет ничего сложного, нужно всего лишь следовать инструкции.
Вам также полезно будет узнать и устройство всего велосипеда, если вы не собираетесь обращаться в мастерскую для проведения его ремонта.
Инструкция по замене тормозов:
- Надежно установить на руль комплект тормозных ручек и отрегулировать шестигранником правильность их положения.
- Произвести установку ротора на область втулки, вернуть колесо в исходное положение, укрепить с помощью болтов или эксцентриков.
- Надежно прикрутить переходник, используя фиксатор резьбы.
- Приступить к установке калипера. Крепко затягивать шестигранники не нужно (он должен «плавать»).
- Проверить одновременность выдвижения тормозных колодок. Для этого нажать на тормозную ручку и понаблюдать.
- Отрегулировать правильность установки калипера с помощью зажатия тормозного диска колодками. Для облегчения задачи можно прокрутить колесо.
- Провести укрепление болтов. В случае их сильного ослабления нужно выполнить плавное опускание, а затем резкое нажатие ручки.
- Отрегулировать расстояние между тормозным диском и колодками. С этой целью необходимо после сдавливания калипера произвести многократные (20-25 раз) нажатия ручки.
- Проверить, не соприкасается ли ротор о колодки при движении. Для этого нужно опустить ручку и прокрутить колесо. При обнаружении трения, следует выполнить ослабление болтов и сдвигание клипера ближе к трущей колодке.
- Следующий этап заключается в подтягивании болтов и проверке качества выполненной работы. В случае обнаружения погрешностей, нужно повторить вышеперечисленный алгоритм установки дискового тормоза.
Важно! Переворачивание велосипеда в ходе проводимых манипуляций не допускается в связи с возможностью проникновения воздуха в систему!
Как настроить дисковые тормоза на велосипеде
Механический дисковой тормоз нуждается в регулировке, которая заключается в следующем:
- До упора прикрутить переходник и установить калипер по приведенной выше схеме. Чтобы отрегулировать положение колодки, ее следует выдвинуть, вкрутив винт на половину оборота.
- Если тормозная система фирмы «Hayes», то до начала манипуляции потребуется выкручивание блокирующего шестигранника. После завершения настроек его следует прикрутить снова.
- Аккуратными движениями выполнить прижатие калипера к корпусу ротора. Это необходимо для того, чтобы плоскости колодки и калипера совпали.
- Далее требуется подтягивание болтов, укрепляющих калипер. Вышеперечисленные манипуляции проводятся при отсоединенной рубашке и тросике. Следует постоянно следить, чтобы не произошло смещения плоскостей тормозного диска к колодке.
- Шестигранники затянуть и вернуть регулировочному болту исходный вид.
- Прокрутив колесо, оценить, нет ли трения. При его отсутствии, с помощью регулировочного болта можно осуществить выдвижение или сдвигание статичной колодки.
- С помощью рычага с прикрепленным к нему тросиком, нужно осуществить прижатие подвижной колодки. При этом возможны незначительные движения ротора в сторону статичной колодки.
- Прижать крепко внешнюю колодку и поставить трос с рубашкой в необходимом положении в рычаге. После чего следует сделать притягивание соответствующего болта.
- Нажать на тормоз перед началом работы, это обеспечит тросу правильное положение в области рычага. Выполнить затягивание крепления троса и исключить трение в колодке. После чего закрутить или ослабить ручку при обнаружении трения колодки.
Совет! Чтобы избежать трения ротора о колодку, необходимо производить укрепление болтов и эксцентриков находясь на велосипеде или непосредственным прижатием переднего амортизатора.