Жан-Батьист Поклен де Мольер, более известный под своим псевдонимом Мольер, был выдающимся французским драматургом, актером и режиссером XVII века. Его комедии, такие как «Тартюф», «Буржуа-джентльмен» и «Дон Жуан», считаются шедеврами мировой литературы.
Удивительно, но Мольер начал свою карьеру актера под влиянием своей матери. В молодости он обожал пародировать различных людей и играть комедийные сценки перед ними. Однако его отец, предполагая, что актеры живут ниже общественных норм, настоял на том, чтобы Мольер получил образование юриста. Но страсть к театру оказалась сильнее, и Мольер вскоре бросил учебу, чтобы присоединиться к театральной труппе.
Внесший огромный вклад в развитие комедийного жанра, Мольер стал неотъемлемой частью культуры Франции. Он был одним из основателей Комеди Франсез и благодаря своим выступлениям получил огромную популярность. Его комедии были настолько популярны, что даже король Людовик XIV пригласил Мольера выступать перед ним и его придворной аудиторией. Сам Мольер также получил почетное звание «уборщика комедийного здания».
К сожалению, жизнь Мольера была очень трудной. Он ушел из жизни во время одного из своих выступлений перед королевским двором. Трагедия произошла в 1673 году, когда Мольер умер на сцене от сердечного приступа. Он удивился, но продолжил игру, пока не склонился над своей репликой и не упал. Смерть Мольера стала большой потерей для французской культуры, но его наследие продолжает жить и вдохновлять новых поколений.
Жизнь Мольера: от детства до славы
Жан-Батист Поклен Бизль, более известный как Мольер, родился 15 января 1622 года в Париже. Его отец был сценаристом при дворе короля Людовика XIII, поэтому мальчик уже с раннего детства окружался театральной атмосферой.
Однако, Мольеру пришлось столкнуться с несколькими трудностями еще в детстве. Его мать скончалась, когда ему было всего десять лет, и вскоре после этого отец Мольера тоже умер. Мальчика воспитывал его дед, который настоял на том, чтобы он получил хорошее образование.
Мольер учился в коллегии Клермона и Пюи, где он интересовался гуманитарными науками. Позднее он поступил в Жезуитскую коллегию Клермона, где начал изучать право, хотя его истинное призвание уже стало ясно — театр.
Опытные монахи помогли Мольеру развиваться как актеру и драматургу. В 1643 году он основал свою труппу театра «Иллистированные комедии», но несмотря на свой талант и старания, в начале карьеры Мольер сталкивался с неудачами и финансовыми трудностями.
Случай изменился, когда Мольер получил покровительство сестры короля, герцогини Анны Ганноверской. Благодаря ее поддержке, Мольер стал придворным артистом и получил возможность показывать свои пьесы в Версале. Его театр привлек внимание королевской семьи, а его комедии стали пользоваться огромной популярностью.
Мольер написал множество знаменитых комедий, в которых он высмеивал моральные пороки и недостатки общества своего времени. Он рассказывал истории о лицемерии и сословных предрассудках, за что часто подвергался критике со стороны церкви и аристократии. Тем не менее, Мольер стремился к правде и справедливости в своих произведениях.
Успех Мольера продолжался в течение нескольких лет, но в 1673 году, во время показа пьесы «Мизантроп», Мольер умер на сцене. Его смерть была непредсказуемой и трагической, но его наследие продолжает жить до сих пор.
Ранние годы и образование
Жан-Батьист Поклен родился 15 января 1622 года в Париже в семье буржуазного торговца. В детстве он мало занимался учебой и большую часть времени проводил в театре, где часто видел спектакли и разыгрывал маленькие роли.
В 1639 году, в возрасте 17 лет, Мольер поступил на юридический факультет университета Анжера, где провёл три года. Однако юридическая наука не пришлась ему по душе, и он решил стать актёром.
С целью развития своих актёрских способностей и познания искусства Мольер отправился в Париж, где вступил в труппу Бель-Бато. Он усердно работал, расширял свой актёрский репертуар и знакомился с театральной средой.
Однако в 1645 году Мольер вступил в армию и был призван на службу в Королевскую кавалерию. Он провёл два года на фронте, где получил ранение и почти погиб. После возвращения в Париж он вновь присоединился к труппе и продолжал свою актёрскую деятельность.
Мольер получил своё образование в театре и благодаря актёрскому опыту, но он также был самообразованным человеком. Он был широко осведомлен о литературных, философских и художественных произведениях своего времени.
В 1658 году Мольер стал основателем собственной комедийной труппы, которая позднее получила название Комедия Французской академии. Он сыграл во множестве пьес, написанных им самим, которые прославили его и придали ему статус великого драматурга.
Ранние годы и образование Мольера сыграли важную роль в формировании его таланта и помогли ему стать одним из величайших драматургов Франции и мировой литературы.
Первые театральные успехи
Его первая постановка, комедия «Семья или Советы монсеньора де Пурилье», получила холодный прием со стороны публики и была провальной. Несмотря на это, Мольер не падал духом и продолжал работать над собственными произведениями.
На протяжении нескольких лет Мольер путешествовал с труппой актеров по провинциальным городам Франции. В этот период он разрабатывал и испытывал новые пьесы, осваивал ремесло актера и набирался опыта в руководстве театром.
Ключевым моментом в его карьере стало выступление перед Людовиком XIV и его придворной аудиторией в Париже. Постановка комедии «Школа жен» в 1662 году стала настоящим триумфом и принесла Мольеру славу и признание. Это было первое значимое театральное достижение Мольера, которое привлекло внимание даже короля.
Он получил официальное благословение от Людовика XIV и взял под свой патронаж театрную труппу Мольера. С того момента Мольер имел постоянную поддержку и возможность проводить постановки в Париже.
Первые театральные успехи Мольера стали отправной точкой его карьеры и открыли ему дорогу к созданию незабываемых произведений, которые впоследствии стали классикой мирового театра.
Мольер и его труппа: турне и творчество
Мольер, настоящее имя которого Жан-Батист Поклен, был не только выдающимся драматургом, но и основателем одной из самых успешных трупп во Франции XVII века. Для своей труппы Мольер написал множество комедий, которые стали настоящими шедеврами мирового театра.
Мольер основал свою труппу, изначально называвшуюся «Театр Иль Ильюзионы», в 1643 году. Труппа изначально состояла из 12 актеров, включая самого Мольера. Он не только писал пьесы для своей труппы, но и выступал в них в качестве главного актера. С течением времени труппа пополнилась новыми талантливыми актерами, и ее состав увеличился до 20-ти человек.
Мольер со своей труппой провел множество успешных гастролей по всей Франции, а также в других странах, таких как Испания и Нидерланды. Они пользовались огромной популярностью у зрителей и получали приглашения от королевских дворов. Однако, не все знают, что несмотря на успех, Мольер и его труппа также сталкивались с критикой и даже запретами со стороны церкви и аристократии.
Мольер считается основателем комедии del’ arte — жанра, в котором персонажи ведут себя по театральным канонам, используя заранее написанные диалоги, но с возможностью импровизации. Он сумел соединить комические ситуации со смысловой глубиной, высмеивая социальные и политические проблемы своего времени.
В своих пьесах Мольер смело высмеивал нравы и дворянство, церковь и правосудие. Он был смелым и критичным драматургом, который не боялся вызывать эмоции и развлекать публику одновременно. Его работы оставили неизгладимый след в истории театра, и до сих пор они поставлены на сценах всего мира.
Путешествия по провинции и встреча с королем
Мольер был активным путешественником и проводил много времени, выступая в различных городах Франции. Он не только играли свои пьесы, но и путешествовал по провинции, наблюдая за поведением и манерами жителей.
Одно из самых значимых событий в жизни Мольера была встреча с Людовиком XIV, королем Франции. В 1658 году Мольер с труппой приехал в Версаль, где они выступали перед королем и его двором. Это было огромное признание для Мольера и его работы.
Дата: | 1658 год |
Место: | Версаль, Франция |
Событие: | Выступление перед королем Людовиком XIV и его двором |
Встреча с королем Людовиком XIV имела глубокий эффект на Мольера и его творчество. Он получил благосклонность короля и стал одним из его любимых художников. Впоследствии, Мольер получил поддержку короля и его придворного для своих постановок, что помогло ему развивать свои идеи и запускать новые работы.
После встречи с королем, Мольер продолжал путешествовать по Франции с труппой, выступая в разных городах и привлекая внимание публики. Его шедевры стали ставить в Париже, где они имели огромный успех.
Путешествия по провинции не только позволяли Мольеру наблюдать за жизнью французского общества, но и вдохновляли его на создание новых комедий. Он обращал внимание на повседневные события и проблемы людей и смешно их изображал на сцене.
Споры с церковью и критика в обществе
Мольер был известен своими спорами с церковью и критикой со стороны общества. Его произведения часто вызывали ожесточенные реакции властей и церковных деятелей.
В 1664 году Мольер столкнулся с жесткой критикой со стороны церкви и общества после постановки своей пьесы «Тартюф». В этой пьесе Мольер высмеивал двуличие и лицемерие духовенства, что вызвало яростные осуждения со стороны церковных кругов.
Споры с церковью и критика затрагивали и другие произведения Мольера. Например, его комедия «Дон Жуан» вызвала возмущение у прогрессивной части общества, которая считала ее неприемлемой из-за дерзкого взгляда на религию и нравственность.
Мольер не только высмеивал двуличие церкви, но и критиковал общество своего времени. В его пьесах он остроумно раскрывал гипокризию и нравственные преступления высших сословий, что не всегда находило одобрение в обществе.
Споры с церковью | Критика в обществе |
---|---|
Мольер пишет пьесу «Тартюф», высмеивающую двуличие духовенства. | Мольер высмеивает гипокризию и нравственные преступления высших сословий в своих произведениях. |
Церковь осуждает постановку «Тартюфа» и высказывает свои возмущения. | Общество прогрессивной части возмущается комедией «Дон Жуан» из-за откровенности ее взглядов. |
Споры и конфликты с церковью оказывают серьезное влияние на жизнь и творчество Мольера. | Критика общества ставит Мольера под угрозу и приводит к многочисленным ограничениям и преследованиям. |
Споры Мольера с церковью и критика в обществе были свидетельством его смелости и непокорности перед догмами и запретами. Его произведения остались важным источником критики нравов и общественной ситуации своего времени.
Последние годы жизни и смерть Мольера
В последние годы своей жизни Мольер продолжал активно работать над своими пьесами. Он написал такие известные произведения, как «Мещанин во дворянстве», «Тартюф» и «Женитьба по-французски». К сожалению, его здоровье начало падать, и он часто страдал от болей в груди.
15 февраля 1673 года Мольер дал свое последнее выступление на сцене в одной из своих пьес — «Женитьбе по-французски». В середине представления он почувствовал серьезные приступы боли и упал на пол. Несмотря на сильную боль, он настоял на завершении спектакля и даже поиграл в финале.
После завершения спектакля Мольер был доставлен в свою комнату, где находились его супруга Арман-Клод де Бюало и его близкие друзья. Он скончался через несколько часов от перитонита, вызванного переломом ребра. Ему было всего 51 год.
Мольер был похоронен на кладбище Пер-Лашез в Париже, но через несколько лет его тело было перезахоронено в другое место. Сегодня на его могиле находится памятник в виде его самого, в полный рост.
Дата рождения | 15 января 1622 года |
---|---|
Место рождения | Париж, Франция |
Дата смерти | 17 февраля 1673 года |
Место смерти | Париж, Франция |
Возраст | 51 год |
Место захоронения | Кладбище Пер-Лашез, Париж, Франция |