Николай Гоголь – один из величайших русских писателей-классиков, его сочинения занимают особое место в истории русской литературы. Однако далеко не всегда его творчество находило полное признание среди современников. Выдающаяся комедия «Ревизор», написанная в 1836 году, стала ярким примером этого. Почему же «Ревизор» вызвала столь негативные реакции у публики своего времени?
Когда пьеса была впервые поставлена на сцене, она столкнулась с жесткой критикой и неодобрением зрителей. Многие современники Гоголя не только не поняли смысла и подтекста произведения, но и обиделись, считая его оскорбительным и слишком сатиричным. «Ревизор» вошел в культуру времени неожиданно и дерзко, расставив точки над «и», и вызвав такую реакцию у публики.
Причинами такой реакции могли стать несколько факторов. Во-первых, Гоголь не был приверженцем героя-героини театра Вахтангова. Комедия была написана в жанре комедии жизни, что представляло собой новшество для русского театра, и его острые сатирические сцены и гротескные образы могли показаться современникам слишком резкими и вызывающими дискомфорт.
Отражение реальности и сатира
Комедия «Ревизор» Гоголя отличалась тонким отражением реальности и яркой сатирой на социальные явления своего времени.
Современники Гоголя не одобряли его комедию, так как она раскрывала множество недостатков и пороков российской действительности. В произведении автор без пощады подвергает критике чиновничий аппарат, коррупцию, произвол и взяточничество. Уже в самих именах персонажей можно увидеть сатирическую иронию Гоголя: Хлестаков, который оказывается нищим и мошенником, а также главный ревизор Антон Антонович, не обладающий никакими знаниями и компетенцией.
Сама комедия является абсурдной ситуацией, где действия персонажей противоречат их словам и истинным намерениям. Гоголь играет на противоречиях и парадоксах, чтобы озвучить свою критику социальной среды того времени.
Представление о городской жизни, реализованное Гоголем в «Ревизоре», смущало и обижало публику, которая не была готова видеть отражение своих пороков и недостатков на сцене. Автор стремился показать правдивую и живую картину действительности, что неприятно поражало зрителей, привыкших к идиллической и идеализированной картине российской действительности на театральной сцене.
Комедия «Ревизор» Гоголя вызывала настоящий шок у зрителей и общества того времени, их несоответствие ожиданиям и присущее их реализму отображение реальности делали ее неприемлемой для современников автора. Однако именно эта открытость и жесткая сатира на социальные явления позволили произведению стать классикой русской литературы и оставить неизгладимый след в истории.
Искажение образов современников
Современники Гоголя, принадлежащие к различным социальным классам, могли не оценить его карикатурное изображение их образов. Например, помещики предстали в комедии как жадные и безнравственные люди, торговцы — как желающие наживы безо всякой совести, чиновники — как несправедливые и подкупные. Такое представление своих современников Гоголю помогло создать комическую и карикатурную картину общества, однако все это оскорбляло многих людей и вызывало протесты.
Искажение образов современников привело к тому, что комедия Ревизор воспринималась некоторыми людьми как обидная и оскорбительная. Вместо того чтобы просто посмеяться над недостатками и противоречиями общества, часть аудитории принимала персонажей на свой счет и видела в них собственные недостатки и пороки.
Таким образом, искажение образов современников в комедии Ревизор является одной из основных причин, по которым она не понравилась тогдашней публике. Хотя произведение и имело цель смеяться над обществом и его недостатками, некоторые его современники не смогли воспринять это как юмор и оценили его как оскорбление собственной личности.
Критика нравов и общественности
Одной из основных причин, почему комедия «Ревизор» не понравилась современникам Гоголя, была ее критика нравов и общественности. В своем произведении Гоголь безжалостно высмеивал пороки и лицемерие русского общества, что спровоцировало общественную реакцию.
Современникам Гоголя была неприятна четкая и вызывающая картина их собственного образа жизни, которую они увидели в комедии «Ревизор». Актеры на сцене насмехались над нравами, выставляя в ярких цветах коррупцию, жадность, продажность и двойные стандарты, которые были востребованы в реальной жизни. Их вины и безнравственного поведения, которые имели место быть, опозорили общество.
Гоголь в своем произведении также не пощадил духовенство, выставив его в откровенно негативном свете. Автор иронично показал, что церковь также несет ответственность за пороки общества, и тоже поступает ради своей выгоды. Это нарушало привычные представления и обидело духовных лиц и верующих.
Великороссия испытала шок от высмеивания своих собственных недостатков на сцене, и это вызвало бурное негодование среди зрителей. Их сердца были обижены их достоинство было лишено своего самого главного флага.
Кроме того, Гоголь использовал реальные имена и стали члены общества, что указывало на их причастность к происходящему и обнародовало их неверность своей роли и обязанностям перед обществом. Это вызывало недовольство и огорчение среди высшего класса и элиты.
Таким образом, комедия «Ревизор» была слишком вызывающей и откровенной в своей критике нравов и общественности для современников Гоголя, что стало причиной их негативной реакции и неудовлетворенности. Вместо того, чтобы принять к сведению зеркало, которое им было предложено, они стали огорчаться и отрицать свои собственные пороки.
Межличностные отношения и комичность
Одной из причин, почему комедия «Ревизор» не понравилась современникам Гоголя, были особенности межличностных отношений между персонажами. Гоголь создал ярких и запоминающихся персонажей, которые взаимодействуют между собой, часто вступая в конфликты и противоречия. Это создавало комические ситуации, однако современники Гоголя не всегда понимали и ценили такой подход.
Кроме того, в комедии Гоголя присутствуют элементы сатиры и иронии, которые тоже могли вызывать непонимание и неоднозначные реакции. Гоголь глубоко анализирует русское общество и его недостатки, высмеивая их через персонажей и события комедии. Это могло быть далеко не всем по душе, особенно тем, кто был близок к описанному обществу и не хотел признавать собственные недостатки и проблемы.
Важным фактором, который мог вызывать негативные реакции современников, была также сама форма подачи комедии. Гоголь использовал разнообразные приемы и художественные средства, такие как динамичное действие, непредсказуемые повороты сюжета, яркие диалоги и острые диалектические высказывания. Все это требовало от зрителя или читателя активного восприятия и готовности к нестандартным решениям и неожиданным развязкам. Не все были готовы к такому восприятию и ценности, что могло вызывать разочарование и непонимание.
Таким образом, межличностные отношения и комичность комедии «Ревизор» могли не найти понимания и поддержки у современников Гоголя. Однако с течением времени произведение приобрело признание и стало классикой русской литературы, показывая свою актуальность и значимость в изображении нравов и общественной ситуации своего времени.
Замена привычных ролей
Одной из причин, почему комедия «Ревизор» не понравилась современникам Гоголя, была замена привычных ролей, которую автор внес в свою пьесу. В традиционной комедийной драматургии были четко очерчены роли героев: главный герой, его помощник, антагонисты и так далее. Однако Гоголь решил подойти к созданию своих персонажей нестандартно и бросить вызов традиционным представлениям о ролях.
В «Ревизоре» отсутствуют ярко выраженные главный герой и антагонист, что смутило современников Гоголя, привыкших к более простым сюжетам. Вместо этого писатель создал набор «скомканных листов» персонажей, каждый из которых имеет свои собственные мотивы, цели и амбиции. Это позволило Гоголю показать сложность человеческой природы и раскрыть различные аспекты человеческого характера.
Также Гоголь играл на противоречиях, заменив привычные стереотипы. Например, невнятный Антьянов, представитель власти, оказывается трусливым и неуверенным человеком. А Осип, обычный слуга, обладает проницательностью и умом, что делает его одним из самых интересных персонажей пьесы. Такие ролевые противоречия и нарушение стереотипов не всегда находили поддержку у зрителей и критиков.
В итоге, замена привычных ролей в комедии «Ревизор» не понравилась современникам Гоголя из-за их необычности и сложности. Многие не могли принять отсутствие ярко выраженного главного героя и антагониста, а также расхождение между внешним видом и внутренним миром персонажей. Однако именно эти нестандартные решения и противоречия делают «Ревизора» ярким и запоминающимся произведением в истории мировой литературы.
Физический и вербальный юмор
Одной из причин, по которой комедия «Ревизор» не понравилась современникам Гоголя, была его игра на противоречиях и преувеличении в физическом и вербальном юморе. Перенасыщенность комедийными ситуациями, экспрессивным диалогом и необычными жестами актеров могла быть слишком интенсивной для публики, которая привыкла к более традиционным формам комической игры.
Гоголь резко подчеркивал скелеты в шкафу российского общества, используя специфичный вид комической самоиронии. Его юмор был грубым, сатиричным и часто безжалостным. Такой подход мог вызывать непонимание и даже возмущение у современников, которые предпочитали более нежные, скрытые формы выражения.
Кроме того, гоголевская комедия не обходилась без физического юмора. В спектаклях идентифицировались телесные жесты и физические действия, которые могли рассмешить. Этот аспект комедии мог тоже вызывать сомнения в ее адекватности. Опыт комической игры актеров и способность брать на себя роли смешных персонажей, а также их мастерство создания комического эффекта могли сильно варьироваться, что вносило дополнительные сложности в передачу юмора пьесы.
Таким образом, комедия «Ревизор» Гоголя не понравилась современникам из-за своего уникального подхода к комическим ситуациям, преувеличенному физическому и вербальному юмору, отличавшимся от привычных форм комической игры и выражения. Это могло вызывать непонимание, нежелание принимать комедию в серьез и даже вызывать возмущение у аудитории.
Объективные причины неудовлетворенности
Помимо субъективных предпочтений и вкусов, существовали и объективные причины, по которым комедия «Ревизор» не понравилась современникам Гоголя.
Во-первых, общество того времени было сильно раздвоено на две категории: помещиков и крестьян. Комедия явно высмеивала их обоих, что вызывало негодование обоих социальных групп. К правительству Гоголь относился критически, а крестьянства он не прославлял, что было редкостью для литературы того времени. Такая открытая критика вызвала недовольство и сопротивление со стороны обоих классов.
Во-вторых, рядовые жители России были неготовы к новому жанру в литературе – юмористической комедии. Предыдущие произведения Гоголя не были настолько открыто сатиричными. Читатели ожидали более традиционного, серьезного подхода к литературе. Поэтому комедия «Ревизор» стала для них неожиданным и неоднозначным событием.
Кроме того, комедия «Ревизор» ограничивалась темой коррупции и бюрократии, касавшейся исключительно государственной власти и тяжелой жизни помещиков. Обычные граждане не имели возможности увидеть себя в произведении, что делало его менее привлекательным для широкой аудитории.
И наконец, Гоголь не давал однозначных выходов из сложившейся ситуации, что также могло вызвать непонимание и недовольство у современников. Комедия оставляла зрителей и читателей в состоянии смятения и неопределенности, что не всегда было принято с восторгом.